Цель: проверить, все ли необходимое есть для урока

Где: можно заранее обсудить с учениками необходимые принадлежности и вместе создать чек-лист, далее ученики вкладывают его в тетрадь. Можно сделать его интерактивным и вклеить в тетрадь. Можно организовать в кабинете на стене или доске специальное место с таким чек-листом и обращать на него внимание. Выше - примеры шаблонов оформления чек-листов.
Цель: настроить на работу, помочь сосредоточиться и обратить внимание на себя.

Как: можно попросить учеников сесть прямо и стать для них ролевой моделью, можно предложить ученикам посмотреть друг на друга и помочь друг другу сесть прямо. Также учитель может провести специальные упражнения, направленные на распрямление плеч и правильную осанку.
Цель: организовать заранее пространство и сфокусировать учеников на определенных формах работы во время урока.

Как: представляем некоторые варианты рассадки учеников в зависимости от форм работы, видов деятельности, контекста.
Расшифруем разные варианты рассадки:
  1. Полукруг или U: такая рассадка позволит учащимся установить зрительный контакт и общаться друг с другом. При необходимости может быть несколько рядов
  2. U под уклоном: сглаживая жесткие прямые углы в классе позволит создать более неформальную обстановку, но при этом обеспечить свободное пространство за столом.
  3. Один большой стол: соберите все столы вместе, чтобы получился большой стол, и рассадите учащихся вокруг него. Это поможет создать ощущение совместной работы над одним заданием.
  4. Зоны: если у вас достаточно большой класс и есть свободные стулья, вы можете организовать различные зоны внутри класса - ряд сидений впереди, лицом к доске; другие места вокруг столов в задней части комнаты; общая открытая дискуссия / зона для общения посередине. На определенных этапах урока учащиеся могут переходить из зоны в зону, в зависимости от того, что им нужно сделать.
  5. Полный круг: это очень демократичная рассадка, позволяющая каждому видеть друг друга.
  6. Прямоугольник: расставьте парты и стулья по четырем сторонам класса так, чтобы оставалась возможность ходить как внутри, так и снаружи - позади учеников.
  7. Изогнутые ряды: вместо обычных прямых рядов парт попробуйте изогнутые ряды, например, вдоль самой длинной стены класса.
  8. Стреловидные ряды: расставьте ряды так, чтобы они образовывали стрелу, направленную к задней стене класса. Такой способ обеспечит больше зрительного контакта и свободного места в передней части класса, например, для передвижения групп или свободного выхода учеников для ответа.
  9. Диагонали: поставьте парты в обычные ряды, но под небольшим углом так, чтобы осталось большое угловое пространство - это еще один способ оставить большое свободное пространство в передней части класса.
  10. Обратная рассадка: если площадь класса позволяет, поставьте парты за стульями. Это позволит ученикам смотреть на учителя без барьера в виде парты. Когда надо будет что-то много писать или возникнет другая необходимость в столах, ученики просто развернут стул и будут работать за партами, спиной к учителю.
  11. Без парт: или попробуйте работу в группах без столов совсем. Это освободит много пространства, которое затем можно будет использовать для общения, игр и прочей активной деятельности.
  12. Лицом друг к другу: поставьте парты лицом друг к другу, а не фронтально.
  13. Острова: сгруппируйте учеников вокруг столов. Они смогут активно работать друг с другом, а также легко присоединиться к другой группе по необходимости.
  14. Изменение фокуса: на один или два урока, когда вам не нужно много пользоваться доской, попросите учеников передвинуть стулья и даже переставить ряды парт так, чтобы оказаться лицом к боковой или задней стене класса. Это спорный способ “изменения ради изменения”, но иногда изменения направления взгляда могут поменять также и то, как люди говорят, думают и реагируют.
Способы рассадки для разных видов деятельности
  1. Дебаты или дискуссии. Если они предполагают две (или более) противоположные точки зрения, попробуйте рассадку как в Парламенте - два ряда сидений (возможно без парт) друг напротив друга. Этот способ не подходит для регулярного использования, так как заряжает на противопоставление - “мы против них”.
  2. Социальное взаимодействие и коммуникативная деятельность. Попробуйте рассадку как в поездах - два ряда из четырех-пяти стульев, развернутых друг к другу. Аналогично можно поставить стулья в формате самолетной рассадки. Или сделайте “лаунж”-зону, как в отеле. Или расставьте стулья по четырем сторонам вокруг воображаемого “бассейна”.
  3. Планирование. Некоторые виды групповой деятельности (например, выработка решения, составление планов или имитация выборов) предполагают совместную работу учеников в группе, чтобы обменяться и обсудить свои идеи прежде, чем выходить в класс с готовым решением. Чем больше будет дистанция между группами (например, разные углы класса), тем больше будет ощущаться командный и соревновательный дух.
  4. Встречи, презентации, устные выступления. Составьте столы так, чтобы получился один большой стол как в зале заседаний, чтобы все сидели за ним.
  5. Ролевые игры, симуляции определенных локаций (офис, дом, магазин и пр.). Поставьте столы так, чтобы они создавали определенный схематичный план того, что вам необходимо - определенное количество комнат, коридоров, входов и выходов и так далее. Обозначьте четко, что есть что - приемная, лобби, операционная и пр. Ученики могут играть роли, выполняя действия людей в данной локации.
  6. Мешанина. Если у вас есть задание, где ученики должны свободно передвигаться по классу, встречаясь и общаясь друг с другом, отодвиньте парты к одной из стен, что создать свободное пространство для “компании”. Включите подходящую достаточно громкую музыку, чтобы создать атмосферу свободного общения. Это позволит, в том числе, стеснительным ребятам стать более разговорчивыми, потому что осознают, что их нельзя подслушать.
Цель: создать позитивное настроение, привлечь внимание учащихся и установить контакт с ними.

Как:
  • Постановка задачи ученикам: предложите ученикам вспомнить какое-то слово, связанное с темой урока, и попросите их составить рифмованное приветствие на основе этого слова.
  • Групповая работа: разделите учеников на группы и попросите каждую группу придумать рифмованное приветствие. После этого каждая группа может представить своё приветствие остальным.
  • Игры с рифмой: проведите игру, в которой ученики должны придумать рифмованные строки на определенные темы или слова, подобно ребусам.
  • Использование рисунков: попросите учеников нарисовать иллюстрации к рифмованным приветствиям. Это может быть хороший способ визуализации и создания ассоциаций.
Цель: со-настроиться со всем классом для проведения урока, обменяться настроением, ученики с разным настроением могут увидеть, что они не одни.

Как: в начале урока можно попросить учеников посмотреть на картинки и выбрать то животное, персонажа или эмоцию, которую они чувствуют сейчас, и попросить поделиться. Выше приведены некоторых из примеров и шкал с эмоциями.
Цель: определить свое эмоциональное состояние, прочувствовать атмосферу класса / урока.

Как: приготовьте заранее постер с тремя колонками или нарисуйте на доске таблицу с тремя колонками:
Выглядит как…
Звучит как…
Чувствуется как…

Задайте вопрос учащимся. Например, что для них значит эффективная работа на уроке, как это должно выглядеть-звучать-ощущаться? Ученики могут работать в разных форматах: в группах, фронтально, в парах. Могут поделиться своими ответами и обсуждениями устно, а могут написать на стикере и приклеить в соответствующие колонки.